Винил-Студия
   98-94-70
   8-927-54-12-800

Наши услуги:




Тюнинг в СССР. Как все начиналось

Вероятно, вы думаете, что первые отечественные тюнинг-проекты появились только в начале 90-х годов прошлого века. Однако это не так. Еще в начале 70-х годов прошлого века отечественное автомобилестроение реализовывало полноценные проекты по модификации серийных автомобилей. Подобные работы, как правило, проводились на базе «Вильнюсской Фабрики Транспортных Средств», а основным потребителем тюнингованных авто был автоспорт СССР.

 

Зарождение отечественного тюнинга произошло благодаря усилиям двух энтузиастов – гонщика Стасиса Брундзы и автомеханика Зигмунда Киверта. Именно они убедили функционеров советского автоспорта и автопрома в необходимости постройки полноценного раллийного авто. В качестве донора был отобран культовый автомобиль 70-х - ВАЗ 21011. Для выбора подходящей «копейки» Зигмунда Киверта командировали в Тольятти, где на складе готовой продукции, после придирчивого осмотра, отобрали нужный автомобиль. После чего в тольяттинских цехах с отобранного автомобиля сняли все «лишние» детали и дополнительно проварили швы кузова. Далее машину собрали и отправили в Вильнюс.

 

Повторный демонтаж узлов и компонентов состоялся в цехах ВФТС. Постепенно, шаг за шагом, серийный ВАЗ 21011 превращался в Lada 1600 – настоящую раллийную машину. В качестве двигателя использовали ВАЗовский прототип, объем которого равнялся 1600 «кубиков»..... Автолюбители СССР увидят этот агрегат только в конце 70-х. Двигатель Lada 1600 подвергли всем процедурам «прокачки». Агрегат получил новый распредвал, титановые клапаны и сверхлегкий коленвал. Вместо штатной системы впрыска топлива использовали сразу два карбюратора WEBER 45 CDOE. При поддержке энтузиастов создали особую 4-х скоростную КПП, основанную на кулачковом механизме. Для подвески «за бугром» закупили специальные амортизаторы, а колесные пары «обули» в настоящие Dunlop. Можно только догадываться о том, кто курировал этот проект и «выбивал» в Госплане и Внешторге подобные излишества. В итоге стараний энтузиастов из ВФТС советский автоспорт обзавелся вполне сносным авто для раллийных гонок класса «А». Lada 1600 разгонялась до первой сотни всего за 9,5 секунд и демонстрировала невиданную в СССР прыть в 140 «лошадок».

 

К чести мастеров «Вильнюсской Фабрики Транспортных Средств» проект Lada 1600 не стал первой и последней попыткой тюнинга отечественных автомобилей. В начале 80-х, на базе ВАЗ 2105 создали еще один автомобиль - Lada VFTS. Этот проект развил идеи, заложенные в конструкции Lada 1600, и отличался от предшественника еще большей мощностью (160 «лошадок») и принципиально новыми решениями в конструкции трансмиссии. Кроме этих технических новинок в Lada VFTS обладала еще одним плюсом – облегченным кузовом, часть деталей которого была изготовлена из невиданного в 80-х материала – стекловолокна. Общий вес конструкции колебался в районе 900 килограммов.

 

После соответствующих процедур, в 1982 году Lada VFTS была допущена в группу «Б» раллийных гонок. Конечно, продукция ВАЗ и ВФТС не могла конкурировать с легендарными Lancia Rally и Audi Quattro, однако, менее титулованных соперников Lada VFTS «уделывала» без проблем.

 

Следующим этапом деятельности Экспериментального Вильнюсского Автозавода (приемника ВФТС) стала модификация ВАЗ 2108. Знаменитая «восьмерка», обкатанная на полигоне концерна Porsche стала серьезной базой для интересного проекта СУПЕРКАР LАDA. В качестве двигатели применили уже знакомый 1600 кубовый агрегат, модифицированный до объема 1800 куб.см. Кроме того в двигателе СУПЕРКАР LАDA использовался революционный для 1984 года прямой впрыск и турбонаддув. Мощность тюнингованной ВАЗ 2108 равнялась 300 «лошадкам». Мастера ЭВА изменили даже форму кузова серийной «восьмерки», улучшив коэффициент аэродинамического сопротивления. Разработчиками аэродинамического пакета для СУПЕРКАР LАDA был «Экспериментальный завод спортивной авиации», работавший под эгидой ДОСААФ.

 

Последний тюнинг-проект СУПЕРКАР LАDA не имел последователей. В 1984 году FIA ликвидирует категорию «Б» в раллийных гонках, а через несколько лет распадается государство, столь щедро финансировавшее усилия первых энтузиастов отечественного тюнинга. Ныне вышеописанные образцы можно увидеть только в частных коллекциях. Например, СУПЕРКАР LАDA хранится в музее создателя этого проекта - Стасиса Брундзы.

 

По материалам: http://auto.fishki.net/comment.php?id=2138